Подготовка к школе и психологическая адаптация

Подготовка к школе и психологическая адаптация

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ 6-7 лет

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Даже хорошо подготовленные дети в первое время испытывают трудности, что же касается недостаточно подготовленных, то их адаптация растягивается на долгие месяцы, порой на весь год. Длительные неудачи в учении, как правило, переходят в неуспеваемость, возникает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к школе вообще. Программы современной начальной школы («Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспектива» и др.) построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Формирование качеств, позволяющих развить в ребенке целостную личность, способную:
•  максимально раскрывать свой индивидуальный и возрастной потенциал;
•  самостоятельно решать жизненно важные задачи, соответствующие возрасту;
•  уметь общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
•  проявлять упорство в достижении результата своей деятельности;
•  осознавать самого себя и свои возможности;
•  владеть основами здорового образа жизни;
•  творчески подходить к решению задач в любой деятельности;
•  быть готовым к начальному образованию.

Занятия «Подготовка к школе» в значительной мере облегчат ребенку переход из детского сада в школу, позволят сохранить и развить интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многие компоненты:

Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, то есть иметь мотивацию к обучению.

Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

В-третьих, ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Также особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме.

Цель программы «Подготовка к школе»: формирование у ребёнка умения учиться с радостью и удовольствием, развитие самостоятельности и чувства ответственности; формирование у ребёнка качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного освоения обучающих программ начального общего образования I ступени;

Основными задачами программы являются:

•  овладение доступными (в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями) научно-достоверными, достаточной полноты и объема знаниями;
•  освоение различных способов получения знаний, необходимых для успешного школьного обучения;
•  развитие общих интеллектуальных способностей, фонематического слуха, пространственной ориентации и т. д.;
•  развитие творческих способностей ребенка;
•  пробуждение любознательности, интереса и формирование на этой основе умения учиться;
•  развитие самостоятельности и инициативности, как важных условий включения ребенка в учебную деятельность;
•  формирование внутренней, положительной, учебной мотивации;
•  развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
•  развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций;
•  развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
•  развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

В программу «Подготовка к школе» включены пальчиковые и жестовые игры, направленные на развитие у детей мелкой и общей моторики, сенсорного восприятия; развивающие фантазию и воображение.
Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы.

Темы развития ребенка для школьного обучения

Окружающий мир: развитие связной речи, активизация и обогащение словаря детей, умение делать выводы и строить причинно-следственные связи. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире (знания о растениях, животных, свойствах предметов и явлений, представления о времени) обогащение и расширение словарного запаса

•  становление грамматически правильной речи
•  развитие и совершенствование звуковой культуры речи
•  развитие связанной речи (диалогической и монологической)
•  воспитание культуры речевого общения

Математическое развитие: расширение представлений о количестве и счете, уточнение понятий- величина, сравнение, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. Игры на развитие логики, памяти, внимания.

•  ребенок обучается элементарным основам математики:
•  геометрические фигуры;
•  количественный порядковый счет;
•  пространственные представления;
•  число и цифра, состав числа;
•  целое и части;
•  арифметические и логические задачи;
•  примеры на сложение и вычитание.

Обучение грамоте: знакомство с графическим образом буквы, звуками, подготовки руки к письму, развитие фонематического слуха (умение выделять определенный звук из ряда других) и фонематического анализа (умение выделять позицию звука в слове). Упражнения и игры с буквами. Развитие навыка чтения.

Развивающее письмо: важное направление в занятиях — развитие мелкой моторики и подготовка руки ребенка к письму. Активно используются прописи, обводилки, лабиринты. В занятия включаются игровые ситуации, загадки, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и подвижные игры, развивающие творческие способности детей, их активность, находчивость, быструю реакцию на слово.

Формирование необходимых умений и навыков:
•  знакомство со звуками родного языка, их различие, определение позиции звука в слове- в начале, середине, конце;
•  знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква";
•  деление слов на слоги, различение длинных и коротких слов, постановка ударения;
•  подготовка руки к письму, условными обозначениями слова и предложения "печатание" букв, далее слов и предложений, чтение.

Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму).

Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

Усилия педагога в рамках программы направлены на:
•  развитие мелкой моторики и координации движений руки с помощью пальчиковой гимнастики, подвижных ритмических игр;
•  развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти с помощью разных штриховок фигур, обводок по трафарету или шаблону, печатания букв, слогов, слов, цифр в тетрадях;
•  контроль своей деятельности путем сравнения.
•  выполнение детьми поставленных учебных задач.
•  развитие элементарных математических представлений
•  ознакомление детей с математическими понятиями и развитие мыслительных процессов.

 

Примерный учебно-тематический план


п/п
Основные темы (блоки) занятий
Математика (Петерсон Л.Г.)
1. Понятия о пространственных представлениях.
2. Геометрические фигуры.
3. Сравнение.
4. Единицы времени.
5. Решение задач.
6. Числа от 1 до 10. Счёт до 10.
Обучение грамоте (Колесникова Е.В.)
1. Предложение, слово, слог.
2. Звуки речи.
3. Гласные звуки.
4. Согласные звуки.
5. Учусь говорить правильно и выразительно
Развивающее письмо (Колесникова Е.В.)
1. Учимся правильно держать карандаш и альбом, посадка при письме. Знакомимся с трафаретом и трафаретными линейками.
2. Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка.
3. Работа в тетради в клетку.
4. Работа в тетради в узкую линейку.
5. Письмо письменных букв по трафарету.
Окружающий мир (Вахрушев А.А.)
1. Наша страна. Наш город.
2. Времена года.
3. Растения вокруг нас
4. Домашние животные.
5. Дикие животные.

Какие знания и навыки получит ребёнок, занимаясь по программе «Подготовка к школе»?

1) Внимание.
•  Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
•  Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
•  Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
•  Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.
•  считать от 1 до 20 и обратно от 20 до 1.
•  определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
•  ориентироваться в пространстве;
•  ориентироваться в тетради в клетку
•  понимать арифметические знаки: «<», «>», « +», «-«, «=».
•  делить круг, квадрат, напополам, на четыре части.
•  ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
•  устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
•  присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

3) Память.
•  Запоминать 10-12 картинок.
•  Рассказывать по памяти стишки, скороговороки, пословицы, сказки и т.п.
•  Пересказывать текст из 4-5 предложений.

4) Мышление.
•  Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
•  Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
•  Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
•  Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
•  Складывать пазлы без помощи взрослого.
•  Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.
•  Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
•  Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
•  Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

6) Речь.
•  Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
•  Понимать и объяснять смысл пословиц.
•  Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
•  Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
•  Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.
•  Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
•  Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.